Советы рыболову зимой Советы рыболову весной Советы рыболову летом Советы рыболову осенью Общие 

Разделы

  Основы
  Поплавочная удочка
  Спиннинг
  Спиннинг-приманки
  Донная удочка
  Нахлыст
  Другие снасти
  Рыбы наших водоемов
  Семейства рыб
  Наука ихтиология
  Рыбацкая кухня
  Техника безопасности
  Первая помощь
  Видео
  Статьи о рыбалке
  Разное




Рубрики

  Отчеты о рыбалке
  Календарь рыболова
  Мастерская рыбака
  Вопрос - Ответ
  Стихи про рыбалку
  Болезни рыб
  Насадки
  Эхолоты
  GPS приемники
 

скрипт для рыбалка в линейдж 2



Наука и научный метод в концепциях К. Поппера




Тема 5. Методологические концепции хх века (к. Поппер, т. Кун)

У многих из них господствовавшая недавно парадигма уже не вызывает доверия и они начинают искать новые теоретические средства, которые, возможно, окажутся более успешными. Уходит то, что объединяло ученых, - парадигма. Научное сообщество распадается на несколько групп, одни из которых продолжают верить в парадигму, другие выдвигают гипотезы, претендующие на роль новой парадигмы. Наука, по сути дела, перестает функционировать. Только в этот период кризиса, полагает Кун, ученые ставят эксперименты, направленные на проверку и отсев конкурирующих гипотез и теорий. Период кризиса заканчивается, когда одна из предложенных гипотез доказывает свою способность справиться с существующими проблемами, объяснить непонятные факты и благодаря этому привлекает на свою сторону большую часть ученых, научное сообщество восстанавливает свое единство.

методы познания к. поппер

Вот эту смену парадигм Кун и называет научной революцией. Ученые, принявшие новую парадигму, начинают видеть мир по-новому. Переход от одной парадигмы к другой Кун сравнивает с переключением гештальта: Но как только это переключение образа произошло, сторонники новой парадигмы уже не способны совершить обратное переключение и перестают понимать тех своих коллег, которые все еще говорят о вазе. Сторонники разных парадигм говорят на разных языках и живут в разных мирах, они теряют возможность общаться друг с другом. Что же заставляет ученого покинуть старый, обжитой мир и устремиться по новой, незнакомой и полной неизвестности дороге? Надежда на то, что она окажется удобнее старой, заезженной колеи, а также религиозные, философские, эстетические и тому подобные соображения, но не логико-методологические аргументы. С точки зрения Куна, конкуренция между парадигмами не является видом борьбы, которая может быть разрешена с помощью доводов. Итак, развитие науки у Куна выглядит следующим образом: Накопление знания, совершенствование методов инструментов, расширение сферы практических приложений, то есть все то, что можно назвать прогрессом, совершается только в период нормальной науки. Однако научная революция приводит к отбрасыванию всего того, что было получено на предыдущем этапе, работа науки начинается как бы заново, на пустом месте. Таким образом, в целом развитие науки получается дискретным: Следует признать, что это - весьма смелая и побуждающая к размышлениям концепция. Подтверждения следует принимать во внимание только в том случае, если они являются результатом рискованных предсказаний [5. Поппер разрывает эти две стороны, отбрасывая одну из них подтверждаемостьчто, на наш взгляд, неверно. Безусловно, подтверждаемость теории не доказывает ее истинности или может не доказывать. В аспекте проверки теории опытом фальсификации их взаимосвязь Поппером признается. Достаточно напомнить слова И. Социальные науки вполне могут эффективно решать частные проблемы, но они не способны ни изучить общество в целом, ни поставить его под контроль. Это не означает, что в социальных науках вообще невозможна формулировка общих законов, поскольку стремление к открытию общих законов - неотъемлемая часть любой науки. Однако в социальных науках следует избегать методологического натурализма сциентизмато есть слепого заимствования методов естествознания. Поппер утверждает, что в современной науке как сторонники, так и противники использования естественнонаучных методов в социальной сфере исходят из неверной общей установки - историцизма, под которым он понимает такой подход к социальным наукам свойственный, в частности, марксистской традициисогласно которому принципиальной целью этих наук является историческое предсказание, возможное благодаря открытию моделей, законов, тенденций, лежащих в основе развития общества.

Основную же идею историцизма, сводящуюся к тому, что главная задача социальных наук заключается в открытии законов эволюции общества, Поппер считает утопией. Принципиальное возражение Поппера против историцизма связано с тем, что представление о существовании законов исторического развития способствует распространению тоталитарных идеологий и снимает с человека ответственность за происходящее. С помощью законов истории оправдывают неизбежность насилия, войн, революций. Будучи горячим сторонником демократии, Поппер считает такую ситуацию неприемлемой для свободного и мыслящего человека. Поппер отмечает, что речь не идет о социальном предсказании в целом: Но историческое предсказание невозможно в той мере, в какой на него оказывает влияние развитие знания.

методы познания к. поппер

Помимо критики историцизма, Поппер противопоставляет методологический номинализм и методологический эссенциализм. Корни этого противопоставления восходят еще к Платону и Аристотелю, а впоследствии - к схоластической полемике между номиналистами и реалистами. Сторонники методологического номинализма от лат. Nominalis "относящийся к именам" основной задачей науки считают простое описание явлений. Очевидно, что это слишком узкое понимание задач науки. Такой подход, с известными ограничениями, возможен в естественных науках, поскольку методы естественных наук по своей основе номиналистические. Другая позиция представлена методологическим эссенциализмом. Естественные науки, как правило, не в состоянии ответить на вопрос о сущности явления, поскольку вопросы эти предельно общие и, следовательно, философские. Так, биолог не может ответить на вопрос, что такое жизнь, физик - что такое материя, но это не мешает этим дисциплинам успешно решать собственно научные задачи. Что же касается наук социальных, то, по мнению Поппера, они будут бесполезны без того, чтобы понять и объяснить, что такое государство, социальная группа, экономическое взаимодействие. Таким образом, задача социальных наук состоит не только в том, чтобы выявить существенные закономерности общественной жизни, но и в том, чтобы познать их сущность. Смысл социальных наук заключается именно в том, что они помогают решать социальные проблемы. Несмотря на то, что большинство объектов социальных наук представляют собой абстрактные теоретические конструкции, которые используются для интерпретации нашего опыта, эссенциалисты, по мнению Поппера, ближе к истине. Он согласен с тем, что цель ученого - объяснять мир и наблюдаемые явления. Но ученый должен помнить об относительной истинности любого объяснения. Поппер полагает, что в социальных науках неизбежен методологический эссенциализм, поскольку в гуманитарном знании исследуемые явления носят преимущественно качественный характер, часто не поддаются измерению, они глубоко историчны и понять их сущность во многих случаях можно лишь интуитивно и через исторический анализ. Следовательно, представители социальных наук должны принять исторический метод, но не историцизм.

методы познания к. поппер

Еще раз подчеркнем, что Поппер не отрицал для гуманитарного знания возможности формулировки общих законов, однако для адекватного осознания сути исторических событий необходимо вписать эти события в конкретный контекст, используя метод реконструкции ситуации. И в социальном, и в естественнонаучном познании должна применяться одна и та же логика - дедуктивная. Такая логика - важное орудие критики. Но в социальном познании, помимо общей логики, также необходима ситуационная логика, предполагающая объяснение социальных явлений, исходя из конкретных исторических условий, традиций, ценностей. Принципы, изложенные в книге "Логика научного исследования", и особенно критический метод Поппер пытался перенести в область социальных проблем. Однако поэтому влияние мировоззренческих убеждений на создаваемую мыслителем модель развития науки. На первый взгляд процедура опровержения теорий и поиск новых теорий, отличающихся разрешительными способностями, представляется позитивной, предполагающей развитие научного знания. Однако в попперовском понимании науки не предполагается ее развитие по той причине, что в самом мире не существует развитие как — такового, а есть лишь изменение. Процессы, которые происходят на неорганическом и биологическом уровнях существования природы, являются всего лишь изменениями на основе проб и ошибок. Соответственно и теории в науке, как догадки о мире, не предполагают свое развитие. Смена одной теории другой — это некуммулятивный процесс в науке. Теории, сменяющие друг друга, не имеют между собой преемственной связи, напротив, новая теория потому новая, что максимально дистанируется от старой теории. Поэтому теории не подвержены к эволюции и в них не происходит развитие; они всего лишь сменяют друг друга, не сохраняя между собой никакой эволюционной "ниточки". В таком случае, в чем же видит Поппер рост научного знания и прогресс в теориях? Смысл и ценность новой, сменившей старую, теории он видит в ее проблеморазрешающей способности.

ТЕОРИЯ ПОЗНАНИЯ КАРЛА ПОППЕРА

Любую фантазию можно представить в непротиворечивом виде, а ложные убеждения часто находят подтверждение. В попытках понять мир люди выдвигают гипотезы, создают теории и формулируют законы, но они никогда не могут с уверенностью сказать, что именно из созданного ими - истинно. Единственное, на что мы способны, - это обнаружить ложь в наших воззрениях и отбросить. Постоянно выявляя и отбрасывая ложь, мы тем самым можем приблизиться к истине.

ИСТОРИЯ И ФИЛОСОФИЯ НАУКИ. ПРОБЛЕМА НАУЧНОГО ПОЗНАНИЯ В КОНЦЕПЦИИ К. ПОППЕРА

Это оправдывает наше стремление к познанию и ограничивает скептицизм. Можно сказать, что научное познание и философия науки опираются на две фундаментальные идеи: Поппер отбросил первую из. Однако вторая идея все-таки обеспечивала прочную гносеологическую основу его методологической концепции. Попытаемся теперь понять смысл двух важнейших понятий попперовской концепции - "фальсифицпруемость" и "фальсификация". Подобно логическим позитивистам, Поппер противопоставляет теорию эмпирическим предложениям. К числу последних он относит единичные предложения, описывающие факты, например, "Здесь стоит стол", "10 декабря в Москве шел снег" и т. Совокупность всех возможных эмпирических или, как предпочитает говорить Поппер, "базисных" предложений образует некоторую эмпирическую основу науки.

методы познания к. поппер

В эту основу входят и несовместимые между собой базисные предложения, поэтому ее не следует отождествлять с языком истинных протокольных предложений логических позитивистов. Основные методы конкурентной борьбы III. Методическое обоснование и рекомендации по организации работы по формированию физиологичесого и речевого дыхания у дошкольников с речевой патологией. Общелогические методы и приемы исследования. Но предоставляет возможность бесплатного использования. Проблема истины в философии и научном поз Истина и вера в науке и культуре Наука в эпоху Возрождения: Наука в культуре Нового времени. Этические проблемы современной науки Наука и научно-технический прогресс в инф Категория ценности в философии науки: Язык как средство построения и развития н Текст как основа гуманитарного знания.

  • Сборка лодочного мотора hdx
  • Форум рыболовов владимира
  • Купить воблеры биркин на алиэкспресс
  • Лодка stingray 320 al цена
  • Концепция научного знания К. Модель историко-научного процесса Т. Модель научного познания И. Теория личностного знания М. Эволюционная теория познания Per aspera ad astra. Согласно введенному Поппером принципу фальсификации, к научным теориям могут быть отнесены только такие, для которых имеются потенциальные фальсификаторы теории, т. Как и логические позитивисты, Поппер противопоставлял теоретический и эмпирический уровни научного знания. Эмпирические свидетельства, способные подтвердить или опровергнуть теорию так называемый эмпирический базисфиксируются с помощью базисных предложений, которые по форме являются описаниями единичных фактов, причем это описание констатирует существование какого-либо явления. Базисное предложение не просто является результатом фиксации какого-либо наблюдения, оно должно получить признание научного сообщества, т. Эмпирические или базисные предложения верифицируемы непосредственно, а теория. Но из любой теории можно вывести следствия, которые будут ее потенциальными фальсификаторами. Таким образом, любая научная теория запрещает существование некоторых фактов. Отсюда можно сделать следующий вывод теория фальсифицируема, если класс ее потенциальных классификаторов не пуст, т.

    методы познания к. поппер

    Применение принципа фальсификации позволяет провести различие между наукой и метафизикой. Любая научная теория в отличие от философской может быть фальсифицирована на основании эмпирических фактов. Более того, все научные теории являются заведомо ошибочными, т. Это положение получило название принцип фаллибилизма 1 от англ. Развитие же науки представляет собой смену одних ложных теорий другими, также ложными, но ближе стоящими к истине. Из принципа фаллибилизма следует принцип реализма, т. За данными опыта, ощущениями должна стоять объективная реальность, которой и обязана в идеале соответствовать теория. Только в этом случае можно говорить о ложности истинности, так как ощущения сами по себе не могут быть ложными либо истинными. Поппер в отличие от логических позитиви- 1 Принцип фаллибилизма был впервые введен в философию науки американским философом конца XIX. Вместе с тем он признаёт, что реальность ускользает от познания. Истина существует, но она недостижима. Но такое понимание ставит под сомнение сам теоретический уровень научного знания. Таким образом, критерием демаркации является именно критерий фальсифицируемости. Концепция роста научного знания Поскольку подтверждаемость эмпирическими данными, как и внутренняя логическая непротиворечивость, не могут являться критериями истинности, то единственный принцип, который может лежать в основе научного познания, это представление о том, что если теория была фальсифицирована, т. Именно так Поппер понимает основной принцип развития науки. Поппер отвергает антиисторизм логических позитивистов. Анализ формальных языков науки не способен решить проблем, связанных с осмыслением роста знания, которое рассматривается как развивающаяся изменяющаяся система. Рост знания это не накопление данных наблюдений, а процесс устранения ошибок, т. Наука, согласно Попперу, не развивается в строгом смысле слова, теории сменяют друг друга, но между ними нет строгой преемственности. Процесс исторического развития науки по Попперу можно описать следующим образом: Таким образом, рост научного знания невозможен без выдвижения гипотез их опровержений, а метод проб и ошибок есть не что иное, как способ выбора теории в определенной проблемной ситуации. Здесь необходимы воображение, умение формулировать проблемы, способность к взаимной критике конкурирующих теорий.

    Критический метод Подходя к вопросу о научном методе, Поппер отмечает, что вопросы методологии науки нельзя решать эмпирически, т. Но вопрос о методе также нельзя сводить к логическим исследованиям. Научный метод и формальная логика связаны между собой, но не совпадают друг с другом, так как формально-логический анализ теории не подразумевает постижения принципов изменения и развития теорий. В отличие от предшественников логических позитивистов Поппер не отвергает и философские методы. Более того, он говорит о том, что не существует метода, свойственного только философии. Он обращает внимание на то, что многие философские идеи например, атомизм способствовали прогрессу науки, вследствие чего стремление уничтожить метафизику может поставить под угрозу и само научное знание. Поппер подчеркивает следующий важный момент: Все методы можно отнести к разным уровням в зависимости от их универсальности. Сначала формулируются методологические правила более высокого уровня, представляющие собой норму для определения остальных правил. Основное в учении Поппера о методе понятие критического метода, сущность которого состоит в том, что любая гипотеза или теория должна подвергаться объективной критике. Гипотезы, не выдерживающие критики, должны отвергаться, но и гипотезы, не поддающиеся критике. Ошибочный метод критики ведет к догматизму или релятивизму. Правильный метод заключается в стремлении посредством дискуссии выявить следствия данной теории их приемлемость для науки. Критический метод должен выявлять внутренние противоречия и неадекватность прежних теорий исследовать их вплоть до фундаментальных предпосылок. Критический метод Поппер противопоставляет догматическому, псевдонаучному. Он будет эффективен только в том случае, если ученый сознательно занимает критическую позицию. С точки зрения Поппера, это самая высокая из имеющихся на сегодня форм рационального мышления. Как и любая другая сфера человеческой деятельности, критический метод требует творческого подхода, изобретательности в критике старых теорий и способности к выдвижению новых. Особенно значим критический метод в философии, точнее в гносеологии теории познания, так как только он может вскрыть исходные методологические конвенции и доказать их ценность. Частным случаем проблемы индукции можно считать вопрос об истинности универсальных законов природы.

    Признание логической неразрешимости проблемы индукции является общепринятым философским положением. На этом основании Поппер отвергает эмпирико-индуктивистские представления неопозитивистов и делает далеко идущие выводы. Саму точку зрения, согласно которой для эмпирических наук характерно использование индуктивных методов, Поппер считает широко распространенным заблуждением, так как в этом случае логику научного исследования пришлось бы отождествить с индуктивной логикой. Как с логической точки зрения, так и с точки зрения здравого смысла такая процедура весьма сомнительна. Вслед за Юмом и Кантом Поппер считает трудности индуктивной логики непреодолимыми.




  • Продавец в рыболовный магазин в харькове
  • Катер белла 530 нт
  • Крючки для морской рыбалки






  • Нравится сайт? Поделись с другом!